Новости

Кто фактически занимается экспортным контролем в «обычном» участнике ВЭД? А также чем чревата «руководительская небрежность»…

Как показывает реальное положение дел, даже «регулярные» экспортеры товаров двойного назначения не имеют у себя специального подразделения или профильного работника, занимающегося вопросами экспортного контроля.

В лучшем случае в рядовом предприятии экспортным контролем занимаются в отделе внешнеэкономической деятельности/ таможенного сопровождения/ логистики/ маркетинга.

Однако и в этой ситуации работники не могут в полной мере освоить экспортный контроль, поскольку много другой «горячей текучки», да и кадровые ротации никто не отменял.

Руководство предприятия, как правило, не желает вникать в эту область регулирования или хотя бы осознавать её важность. Управление, командировки, проекты, соглашения, переговоры… — какой еще экспортный контроль? Такова, к сожалению, философия «классического» руководителя.

От непробиваемого безразличия и небрежности руководства, бывает, не спасают даже плановые проверки и штрафы. Благо прибыль, как правило, с лихвой покрывает «косяки» по экспортному контролю.

Однако такое положение дел длится до определенного момента… Судебная практика и анализ составов правонарушений показывает, что «административку» от «уголовки» отделяет очень тонкая грань — заведомость нарушения экспортного контроля. Причем ответственность несет специальный субъект — руководитель организации.

Справочно: административная ответственность за незаконный экспорт товаров двойного назначения (ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ) возлагается на компанию (юр. лицо), а уголовная (189 УК РФ) — на конкретное физическое лицо, являющееся руководителем компании.

Заведомость доказывается весьма просто — «в силу имеющегося опыта работы» руководителя организации и еще тем более проще, когда организация до этого добросовестно получала разрешительные документы на внешнеэкономические товары, а тут вдруг решила «побыстрее» отгрузить товар.

От ответственности не спасет даже фактический невывоз товара с территории России — ведь в этом случае моментом преступления может быть передача товара перевозчику иностранного партнера на внутренней территории или даже российскому перевозчику, если внешнеторговым договором предусмотрен переход права собственности уже при первой отгрузке.

Руководителю важно понимать, что какие бы ни были долгосрочные/проверенные отношения с иностранным покупателем, уверенность в его порядочности и отсутствии у него дел с вооружением или боязнь сорвать сделку с зарубежным партнером — всегда нужно соблюдать законодательство об экспортном контроле.
2025-11-06 00:22