С.В. Семенченков: сумма наложенных штрафов не может являться объективным критерием экспортного контроля
В вопросе о совершенствовании системы экспортного контроля Российской Федерации ключевое место занимает проблема оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности ФСТЭК России за соблюдением законодательства об экспортном контроле.
Вопреки довольно часто встречающемуся убеждению, наложенные штрафы не могут служить критерием результативности проверок и работы ФСТЭК России в целом. Этому подтверждением являются следующие обстоятельства:
Во-первых, сам по себе экспортный контроль не носит фискальный либо карательный характер. По своей природе он превентивный, профилактический. В этой связи для экспортного контроля практически не предусмотрено «денежных» составов правонарушений, да и у ФСТЭК России нет задач по пополнению бюджета по такой статье.
Во-вторых, основная статья штрафов — часть первая статьи 14.20 КоАП, где размер денежной санкции определяется в прямой зависимости от стоимости товаров и технологий двойного назначения, явившихся предметами административного правонарушения. Таким образом, сумма незаконной поставки (которую еще нужно доказать незаконной в суде) является совершенно ситуативной и непредсказуемой величиной. К тому же штраф налагается только за конкретную поставку, а не на весь, как правило очень долгоиграющий контракт, поставки по которому выходят далеко за рамки срока давности привлечения к ответственности.
В-третьих, даже стоимость незаконной поставки товаров двойного назначения, как правило, делится пополам при назначении окончательной суммы штрафа судом. А нередко нарушитель отделывается и вовсе предупреждением, когда доказывает, что максимально старался быть добросовестным и предпринимал все меры для недопущения нарушения.
В-четвертых, как показывает практика, ФСТЭК России старается проверять прежде всего крупных экспортеров, регулярно осуществляющих поставки товаров двойного назначения. Такие компании, как правило, имеют автоматизированные и прозрачные системы учета чувствительных внешнеэкономических операций, квалифицированный штат специалистов по экспортному контролю, грамотных юристов, которые не допускают «осечек». В это же время малые и средние предприятия могут просто «не потянуть» наложенный штраф, в связи с чем суды для них очень часто идут навстречу.
Наконец, между назначением и уплатой штрафа, а иногда и его взысканием также может пройти значительный период. Да и последующее обжалование никто не исключает.
Иными словами, сумма наложенных штрафов не может являться объективным показателем контрольно-надзорной работы ФСТЭК России. По крайне мере сейчас.