Новости

Экспортный контроль в 2020-2024 годах: основные результаты и тенденции

За последние 5 лет количество участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, (далее – подконтрольные субъекты) увеличилось на 1000 и составило по итогам 2024 г. более чем 4900.

В среднем за 2020-2024 гг. наблюдается ежегодное увеличение подконтрольных субъектов на 240, при этом наибольший скачок в таком количестве наблюдался по итогам 2023 г. – на 700.

За 5 лет выездные проверки составляют в среднем 75% от общего числа проверочных мероприятий ФСТЭК России в области экспортного контроля.

При этом важно отметить, что доля внеплановых проверок (выездных и документарных) в общем количестве проверочных мероприятий значительна и за отчетный период возросла с 20 до 28% – таким образом, почти треть контроль-надзорной деятельности ФСТЭК России выходит за рамки «планирования» и представляет собой реагирование на уже зафиксированные факты правонарушений. В «внеплановом режиме» также лидирует выездная форма проверки – осуществляемая в среднем в 85% случаев.

Охват подконтрольных субъектов проверочными мероприятиями в рамках одного года составляет в среднем за последние 5 лет 0,7%, при этом в 2023, 2024 годах наблюдается наиболее высокий показатель – 1,14 и 1,22% соответственно. Однако данная тенденция (в более глубокой ретроспективе) свидетельствует не об увеличении контрольной нагрузки на бизнес, а лишь о ее восстановлении после пандемийного и постпандемийного «падения» и выход к уровню 2019 г., как раз составлявшего 1,22%. В пандемийные и постпандемийные годы наблюдался спад контрольной активности: так в 2020 году проверки проводились только с января по апрель (см. постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438), в 2022 году почти 80% плановых проверок были отменены (см. постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336). 2024 год показал наибольшее количество проверок – такой рост вполне логично связывать с реакцией, адекватной увеличению количества подконтрольных субъектов в целом.

Средняя результативность проверок за последние 5 лет составляет 74%. При этом за 2020-2024 гг. наблюдается спад с 78% до 53%, что, с учетом реализации ФСТЭК России риск-ориентированного подхода при планировании проверок, говорит о необходимости совершенствования данного механизма. Нельзя не отметить, что в 2022 году в связи с отменой 80% плановых проверок наблюдалась их наибольшая результативность – 91%, при этом все выявленные нарушения являлись нарушениями обязательных требований в области экспортного контроля.

На каждую результативную проверку за 2020-2025 гг. в среднем приходится около 3 выявленных нарушений, одно из которых, как правило, является правонарушением, а также приходится одно предписание. Из общего числа правонарушений возбуждаются дела в отношении только, в среднем, 50%, что связано в том числе с истечением срока давности привлечения к ответственности (так, к примеру, по статье 14.20 КоАП срок давности составляет всего 1 год).

В среднем за 5 лет 90% возбужденных дел об административных правонарушениях рассматриваются управлениями ФСТЭК России по федеральным округам, 10% – судом.

Средняя сумма наложенных штрафов на 1 правонарушение составляет 370 тыс. руб. (увеличение с 2020 г. на 30%).

Примечательно, что с 2020, 2021 годов в обзорах ФСТЭК России не отражается практика невозбуждения дел об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также прекращением дел в связи с малозначительностью. Кроме того, с указанных годов также не сообщается о количестве нарушений, устраненных в ходе проводимых проверок, а также о нарушениях порядка передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другим субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1030.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, за 2020-2025 гг. являются:

  • осуществление внешнеэкономических операций без лицензий или разрешений (в среднем 40% выявленных правонарушений);

  • несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок (в среднем 30% выявленных правонарушений или 40% проверяемых лиц)

  • непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в среднем 40% выявленных нарушений).

В 2024 г. в число наиболее типичных нарушений также вошло невыполнение участниками ВЭД обязанности по предоставлению информации для целей экспортного контроля (22% от выявленных нарушений).

Таким образом, к настоящему времени, несмотря на увеличение подконтрольных субъектов, ФСТЭК России планомерно восстановила допандемийный уровень контрольной нагрузки. Вместе с тем ряд фактов (увеличение доли внеплановых проверок, снижение результативности проверок) свидетельствуют о необходимости совершенствования подходов к выбору проверяемых лиц, включая, в особенности, используемого при этом риск-ориентированного механизма, а также превентивно-профилактических мер.
Источник: обзоры правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2020-2024 годы
2025-07-13 18:05