Развитие торгово-экономических отношений США и Китая в 2025 году напоминает финальный акт сложного бракоразводного процесса: супруги давно перестали доверять друг другу, обозлены, обмениваются обвинениями и готовы использовать любые средства, чтобы заполучить как можно большую часть совместно нажитого имущества. В случае Америки и Китая в роли этого «имущества» выступают технологическое лидерство и глобальное превосходство.
Причиной развода двух крупнейших мировых экономик (иначе говоря, декаплинга – разрыва некогда тесной экономической взаимозависимости) стали претензии одного из супругов (США) к другому (Китаю) в отсутствии взаимности в торговых отношениях и уровне открытости рынков. Вашингтон обвиняет Китай в том, что тот создает для американских товаров высокие тарифные и нетарифные барьеры, а кроме того, на протяжении десятилетий использует дискриминационные практики, в то время как США все эти годы сохраняли тарифы на низком уровне, а свою экономику – максимально открытой.
Инициатором бракоразводного процесса стал Дональд Трамп. В 2018 году он объявил Китай главной причиной торгового дисбаланса США и обвинил его в том, что американцы теряют рабочие места. После этого Трамп начал тарифную и технологическую войну против КНР. За минувшие с тех пор годы стороны неоднократно вводили, корректировали, отменяли и снова восстанавливали встречные пошлины и различные ограничительные меры, опутывая американо-китайские торгово-экономические отношения сложной сетью пошлин и рестрикций.
Вернувшись в Белый дом, Трамп практически сразу развернул тарифное наступление на Китай. Причем сделал это с беспрецедентной скоростью и размахом.
1 февраля он ввел 10-проц. пошлины на весь импорт из КНР, обосновав это тем, что Пекин потворствует поставкам фентанила в США (4 марта эти пошлины были увеличены до 20%). А 2 апреля, которое Трамп объявил «днем освобождения», началось настоящее тарифное ралли. На все страны мира были наложены 10-проц. пошлины, а в отношении 90 стран, с которыми у США был самый большой торговый дефицит, были введены индивидуальные, так называемые взаимные пошлины, призванные стать ответом на более высокие пошлины, которыми эти страны обкладывали американские товары.
На Китай тогда были наложены 34-проц. пошлины. Пекин ответил зеркально и 4 апреля ввел 34-проц. пошлины на все американские товары. После этого 8 апреля Трамп подписал указ о повышении пошлин на китайские товары до 84% (9 апреля КНР сделала то же самое в отношении товаров из США), а уже на следующий день – до 125% (11 апреля Китай отреагировал пошлинами в 125%). В момент наибольшего обострения тарифной войны отдельные товары из Китая столкнулись с перспективой применения Вашингтоном пошлин в размере 245%! Эта огромная величина складывалась из 125% «взаимных пошлин», 20% «фентаниловых» пошлин и ранее введенных согласно разделу 301 Закона о торговле 1974 года на определенные товары в диапазоне от 7,5 до 100%. Китай стал одной из немногих стран, которые ввели ответные ограничительные меры в отношении американских товаров, и единственной страной, которая пошла на эскалацию торговой войны, результатом чего стало встречное повышение пошлин до уровней, ранее казавшихся немыслимыми.
По данным Института международной экономики Петерсона, в мае средние пошлины США на китайские товары охватывали весь импорт и составили 51,1% (в 1,5 раза выше, чем когда Трамп вернулся в президентское кресло), а средние пошлины Китая на американские товары – 32,6%. В случае же реализации озвученных обеими сторонами угроз пошлины могли превысить 100%, что было бы равносильно полному торговому эмбарго и фактическому прекращению торговли.
Стороны быстро поняли, что погорячились. И уже 12 мая, после переговоров в Женеве, согласились на 90 дней снизить «взаимные пошлины» с 125 до 10% (при сохранении 20% «фентаниловых» пошлин). В течение этого срока предписывалось согласовать торговое соглашение. В противном случае через 90 дней пошлины должны были вернуться к 34%.
Ради заключения торгового соглашения Пекин и Вашингтон создали механизм обсуждения вопросов торгово-экономических отношений. С американской стороны главными переговорщиками стали министр финансов Скотт Бессент и торговый представитель Джеймисон Грир, с китайской – вице-премьер Хэ Лифэн. Состоялось несколько раундов переговоров: в Лондоне 9–10 июня и Стокгольме 28–29 июля. Казалось, что ситуация стабилизируется. 11 августа по итогам американо-китайской встречи в Стокгольме было решено продлить тарифное перемирие еще на 90 дней – до 10 ноября. Начались разговоры о встрече Трампа и Си Цзиньпина на полях саммита АТЭС в конце октября – начале ноября.
Читать далее...
Причиной развода двух крупнейших мировых экономик (иначе говоря, декаплинга – разрыва некогда тесной экономической взаимозависимости) стали претензии одного из супругов (США) к другому (Китаю) в отсутствии взаимности в торговых отношениях и уровне открытости рынков. Вашингтон обвиняет Китай в том, что тот создает для американских товаров высокие тарифные и нетарифные барьеры, а кроме того, на протяжении десятилетий использует дискриминационные практики, в то время как США все эти годы сохраняли тарифы на низком уровне, а свою экономику – максимально открытой.
Инициатором бракоразводного процесса стал Дональд Трамп. В 2018 году он объявил Китай главной причиной торгового дисбаланса США и обвинил его в том, что американцы теряют рабочие места. После этого Трамп начал тарифную и технологическую войну против КНР. За минувшие с тех пор годы стороны неоднократно вводили, корректировали, отменяли и снова восстанавливали встречные пошлины и различные ограничительные меры, опутывая американо-китайские торгово-экономические отношения сложной сетью пошлин и рестрикций.
Вернувшись в Белый дом, Трамп практически сразу развернул тарифное наступление на Китай. Причем сделал это с беспрецедентной скоростью и размахом.
1 февраля он ввел 10-проц. пошлины на весь импорт из КНР, обосновав это тем, что Пекин потворствует поставкам фентанила в США (4 марта эти пошлины были увеличены до 20%). А 2 апреля, которое Трамп объявил «днем освобождения», началось настоящее тарифное ралли. На все страны мира были наложены 10-проц. пошлины, а в отношении 90 стран, с которыми у США был самый большой торговый дефицит, были введены индивидуальные, так называемые взаимные пошлины, призванные стать ответом на более высокие пошлины, которыми эти страны обкладывали американские товары.
На Китай тогда были наложены 34-проц. пошлины. Пекин ответил зеркально и 4 апреля ввел 34-проц. пошлины на все американские товары. После этого 8 апреля Трамп подписал указ о повышении пошлин на китайские товары до 84% (9 апреля КНР сделала то же самое в отношении товаров из США), а уже на следующий день – до 125% (11 апреля Китай отреагировал пошлинами в 125%). В момент наибольшего обострения тарифной войны отдельные товары из Китая столкнулись с перспективой применения Вашингтоном пошлин в размере 245%! Эта огромная величина складывалась из 125% «взаимных пошлин», 20% «фентаниловых» пошлин и ранее введенных согласно разделу 301 Закона о торговле 1974 года на определенные товары в диапазоне от 7,5 до 100%. Китай стал одной из немногих стран, которые ввели ответные ограничительные меры в отношении американских товаров, и единственной страной, которая пошла на эскалацию торговой войны, результатом чего стало встречное повышение пошлин до уровней, ранее казавшихся немыслимыми.
По данным Института международной экономики Петерсона, в мае средние пошлины США на китайские товары охватывали весь импорт и составили 51,1% (в 1,5 раза выше, чем когда Трамп вернулся в президентское кресло), а средние пошлины Китая на американские товары – 32,6%. В случае же реализации озвученных обеими сторонами угроз пошлины могли превысить 100%, что было бы равносильно полному торговому эмбарго и фактическому прекращению торговли.
Стороны быстро поняли, что погорячились. И уже 12 мая, после переговоров в Женеве, согласились на 90 дней снизить «взаимные пошлины» с 125 до 10% (при сохранении 20% «фентаниловых» пошлин). В течение этого срока предписывалось согласовать торговое соглашение. В противном случае через 90 дней пошлины должны были вернуться к 34%.
Ради заключения торгового соглашения Пекин и Вашингтон создали механизм обсуждения вопросов торгово-экономических отношений. С американской стороны главными переговорщиками стали министр финансов Скотт Бессент и торговый представитель Джеймисон Грир, с китайской – вице-премьер Хэ Лифэн. Состоялось несколько раундов переговоров: в Лондоне 9–10 июня и Стокгольме 28–29 июля. Казалось, что ситуация стабилизируется. 11 августа по итогам американо-китайской встречи в Стокгольме было решено продлить тарифное перемирие еще на 90 дней – до 10 ноября. Начались разговоры о встрече Трампа и Си Цзиньпина на полях саммита АТЭС в конце октября – начале ноября.
Читать далее...