Новости

А.А. Шкиперов: таможенный контроль как метод экспортного контроля переживает системный кризис

Таможенная служба шагнула далеко вперед по цифровизации, автоматизации и даже интеллектуализации своих процессов — как по сравнению с ФСТЭК России, так и многими другими органами власти. И чем дальше она движется в эту сторону развития, тем все более отчетливо проявляется фискальная направленность таможенного контроля и цифровой формализм, когда во главу угла контрольных функций ставятся поступления в бюджет и данные, то есть внешнее выражение экономических операций, а не их реальное содержание (что, наоборот, лежит в основе механизма экспортного контроля).

В то же время и государство существует в совершенно других экономико-интеграционных реалиях: региональная экономическая интеграция углубляется до единой таможенной территории, таможенный контроль уходит с границ на «постэтап», появляются и развиваются мобильные группы таможенных органов, патрулирующие внутрисоюзные российские границы.

Все эти условия и факторы не учитывает законодательство об экспортном контроле.

Таможенный контроль при совершении таможенных операций, закрепленный Законом об экспортном контроле в качестве его метода, автоматически делает неправомерной доказательную базу о нарушениях экспортного контроля, добытую в рамках постконтроля таможенных органов (так называемого таможенного контроля после выпуска товаров, ТКПВТ), или аналогично — добытую с использованием мобильных групп таможенных органов (при отсутствии таможенной границы внутри ЕАЭС таможенные операции не совершаются).

Таким образом, таможенный контроль перестал быть методом экспортного контроля, сила и концепция которого изначально закладывались в него законодательством об экспортном контроле. При этом такое ослабление и такие пробелы никак не компенсируется другими методами экспортного контроля.